Реальное и фантастическое в повести М.А.Булгакова «Роковые яйца»
Цель урока: интерпретировать повесть М.А.Булгакова с опорой на различные виды искусства
Задачи:
1) отметить особенности мировосприятия писателя, своеобразие его творческой манеры;
2) развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения, творческие способности учащихся;
3) обсудить нравственные проблемы, поднимаемые в повести, подчеркнув их значимость для современного мира
Урок требует предварительной подготовки, поэтому даются опережающие задания исследовательского и творческого характера по выбору. В результате формируются следующие группы: «литературоведы», «историки», «культурологи», «искусствоведы».
Опережающие задания к уроку
· для литературоведов:
- дать характеристику главным героям повести, учитывая средства, которые использует автор в создании их образов;
- описать современное Булгакову общество, выявив авторскую позицию;
· для историков:
- охарактеризовать социально - историческую и культурную ситуацию в советской России в 20-е годы XX в.;
- найти детали сходства профессора Персикова с В.И.Лениным;
· для культурологов:
- отметить библейские мотивы и символы в повести и объяснить их роль;
- выделить в тексте произведения детали, вызывающие мифопоэтические ассоциации;
· для искусствоведов:
- исследовать словесную живопись, отметив ее роль в тексте, и в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать репродукции картин известных художников к отдельным фрагментам произведения;
- исследовать звуковые средства выразительности, характерные для повести, и в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать классические музыкальные произведения к отдельным фрагментам произведения.
Оборудование: тема урока, эпиграф, портрет М. А. Булгакова, воспроизводящее звук устройство (магнитофон или компьютер).
Учащиеся разместили на доске репродукции картин М. К. Чюрлениса из цикла «Сотворение мира», И. Босха «Сотворение Мира» и фрагмент триптиха «Страшный суд» с изображением Ада, Сальвадора Дали «Лицо войны», Ильи Глазунова «Сеятель (Апокалипсис)». Кроме того, в качестве музыкального сопровождения учащимися были выбраны фрагменты из 2 – ого концерта Рахманинова, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского, полька И. Штрауса «Трик - трак», «Полет валькирий» Р. Вагнера, «Аве Мария» Ш. Гуно.
Полноэкранный просмотр урока
|